Иркутск 05.07.2015
Контакты

Главная

Творчество

Беременность

Роды

Детки

Грудное вскармливание

Без подгузника

Психология

ВИДЕО

Вакцинация и гомеопатия

Вальдорфский детский сад «Фонарик», г. Иркутск

Психосоматика

Полезные ссылки

Полезные адреса и телефоны

Фотогалерея

Обратная связь

Форум

Серия программ «Я жду ребенка»

Серия программ «Ребенок родился»

Этим детям нужна помощь

Наши друзья

 

 колыбельные мира

Почему он ничего не хочет? 
Автор: Екатерина Дёмина, психолог-консультант
Источник: katryndemina.ru
 
Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение прекрасных молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни какой-то личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (ну, разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться). Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть – есть где жить, что есть и немножко на сигареты, пиво. Не больше. Их мамы стонут и плачут. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-Людоедки, играет в теннис и на гитаре.

Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?!»

Подробности и истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или, все же, есть, спать, гулять, играть, смотреть кино – он хочет?

Оказывается, Саша не хочет ничего ДЕЛАТЬ, из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:
- учиться;
- работать;
- ходить на курсы;
- встречаться с девушками;
- помогать маме по хозяйству;
- и даже! Ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него – как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла – а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче!

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно. Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда – Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.

Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет – не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая, и способности есть. Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно: двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает НИЧЕГО, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике жратву к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое?» - уже чуть не плачет мама. «Я же всю жизнь ему отдала!»

Мальчик.

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он не живой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц. Хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: «Главный герой на приеме у психоаналитика». Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.

Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст! Я в шоке. Пятнадцатилетний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И ещё я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов НЕТ.

То есть, он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мега-звездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтоб очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу – добавился конный спорт. Сейчас кроме учебы с математическом Лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телек не смотрит – некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Формально, все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). ИГРАТЬ. Запомним этот ответ и двинемся дальше.
Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение, по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет – именно про это: ничего не хочет. И в КАЖДОМ таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка или няни-домработницы. Чаще, все-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома её нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у неё нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял – и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если ЗА него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости – в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ЖДЕТ с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно «Потерпи до Нового Года/Дня Рождения/получки», нужное подчеркнуть. И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе её (пока ещё машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учиться контактировать со своим внутренним миров в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других саш, с которыми я имею дело)?

Захотел – написал маме смс-ку – отправил – мама заказала через интернет – вечером привезли. Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз – и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: самоновейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем, скука – самое что ни на есть творческое состояние души, без неё невозможно придумать себе занятие. Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать.

А он лишен даже самого элементарного права решать: ехать ему на Мальдивы, или нет. Мама уже все за него решила.

Продолжение следует :) Читайте «Зачем приучать детей к труду?»

 

 

Когда рождается третий ребенок

Анскулинг – развитие родителей

Печальные последствия сосредоточенности на ребенке

Если подросший ребёнок плачет

Причины созависимой формы отношений

Почему он ничего не хочет?

Зачем приучать детей к труду?

Аутизм или СДВГ?

Если воспитатель жалуется

Несадовский ребенок

Как лечить игромана (компьютерного)

Кипение страстей (в младшей группе детского сада)

Лекарство от неврозов - мама

Кен Робинсон о современном образовании

О неотъемлемых качествах ребенка, которые важно признавать

Разработка блога: Smartico