Иркутск 05.07.2015
Контакты

Главная

Творчество

Беременность

Роды

Детки

Грудное вскармливание

Без подгузника

Психология

ВИДЕО

Вакцинация и гомеопатия

Вальдорфский детский сад «Фонарик», г. Иркутск

Психосоматика

Полезные ссылки

Полезные адреса и телефоны

Фотогалерея

Обратная связь

Форум

Серия программ «Я жду ребенка»

Серия программ «Ребенок родился»

Этим детям нужна помощь

Наши друзья

 

 колыбельные мира

Аутизм или СДВГ?

Автор: Екатерина Дёмина
Источник: katryndemina.ru

«Психолог в детском саду сказала, что у него аутизм и он социально неадаптирован! - молодой папа был не на шутку встревожен. – Мы ходим в этот садик уже месяц, а вчера нас вызвали для беседы и сказали, что сын – аутист!»

Как могла, я постаралась успокоить взволнованного родителя. Во-первых, сказала я, если вы уже месяц ходите в садик, то это ТОЧНО не аутизм. Во-вторых, прежде чем ставить такие серьёзные диагнозы, ребёнка необходимо обследовать, и делать это должен точно не детсадовский психолог. Посетите невропатолога или психоневролога, а потом давайте встретимся.

Во время следующего разговора папа уже нервно хихикал. Психоневролог из более чем уважаемого медицинского центра поставил ребёнку … синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности (СДВГ). Тут уж я не выдержала. «Послушайте, - довольно резко заявила я. - Или пенье, или танцы! В смысле, эти диагнозы взаимно исключаемы. Да и не ставят СДВГ в три года!» В субботу утром я отправилась смотреть чудо-ребёнка.

«Пустая крепость» или «цирк на колесах»

Диагноз «аутизм» пришлось отменить буквально с порога: Вовка встретил меня у дверей, взял за руку и повел показывать свою комнату и игрушки. Сорок минут (!) мы провели в обстоятельной беседе на тему «сравнительные характеристики «Ниссан-патрол» и «Джип-как-его-там». Мне были продемонстрированы весьма обширные познания в различных областях, приличествующих современному мужчине. Без всяких скидок на возраст. После чего меня милостиво отпустили передохнуть на кухню, попить чайку и пообщаться с родителями.

За те полтора часа, что мы гоняли чаи с плюшками, Вовка трижды зашел к нам, чтобы что-то спросить, показать как он до блеска отмыл пресловутый «Ниссан» и поинтересоваться, пойдем ли мы наконец гулять. Всё. Так что с дефицитом внимания и гиперактивностью тоже как-то не сложилось.

Крайне заинтересованная, я попросила родителей изложить всю историю с самого начала.

В сентябре Вовка пошел в детский сад. Поскольку семья переехала в этот район недавно, мест уже нигде не было, оставался только частный садик небольшими разновозрастными группами, работающий по системе Монтессори. «Вот и славно, - подумали молодые родители, – ребёнку будет интересно и ненапряжно. А что группа разновозрастная, так это и вовсе хорошо: у Вовки так развита речь, что с малышами ему было бы скучно».

Сначала все было действительно очень хорошо: ребенок утром летел в садик «к детям», с прогулки его забирала няня. Все были довольны. А потом дите заболело и целый месяц не ходило в садик. Выздоровел, наконец, приходит. А ему говорят: «У нас сегодня новая игра. Все садимся в круг, называем свою любимую вещь и объясняем, за что мы её любим» (типа, развитие речи). Доходит очередь до Вовки, и он хорошим своим развитым языком объявляет, что любимая вещь у него – бутылочка с компотом, с которой он засыпает. Тут эта образованная воспитательница говорит: «Фу, какой позор! Большой мальчик, а пьёт из бутылочки. Дети, ну-ка дружно скажем: «Фу, Вова!» Вовка зарыдал, подскочил к воспитательнице и ударил её ногой. (Вот умник! Я бы просто убила!)

Воспитательница потащила его к штатному психологу. Молоденькая девочка, чья-то родственница, образование, судя по всему, приблизительное. Она с ходу: «В глаза не смотрит? В руки не дается, в угол забился? Аутист, социально не адаптирован». И папе на работу звонить.

Так, говорю. С аутизмом разобрались. Теперь давайте про СДВГ.

С СДВГ оказалось примерно то же самое: приехали в медицинский диагностический центр в три часа дня, уехали в восемь. Ребенок пропустил сон, полдник, прогулку, как ангел позволил делать с собой всякие бесчеловечные опыты типа энцефалограммы, и только в самом конце позволил себе несколько расслабиться. На основании его поведения психоневролог поставила диагноз СДВГ и предложила родителям подавать ему транквилизаторы.

А вы сами, говорю я папе, как бы вели себя в конце четырнадцатичасового рабочего дня без еды и перекуров? Смотрю, папу как-то скрутило, да и мама, видимо, отчетливо представила эту безрадостную картину.

Бытие определяет… все

К сожалению, взрослые довольно часто забывают про ФИЗИЧЕСКИЕ возможности малышей, требуя, например, чтобы ребенок пристойно вел себя в магазине, куда маме пришлось зайти по дороге из детского сада. Или в метро я очень часто наблюдаю такую картину: жара, духота, детёныш в шубе, в шапке, в кусачем свитере с горлом, начинает капризничать. Мама пытается на него воздействовать, требует, чтобы он немедленно прекратил истерику, хотя все, что в этот момент можно и нужно сделать – снять лишнюю одежду.

Хорошие детские врачи когда-то научили меня одной простой вещи: если ребёнок капризничает, этому могут быть три причины: скучно, душно или заболевает. Мой опыт добавил ещё некоторые обстоятельства: голоден и слишком много впечатлений. Во времена моего детства (70-годы прошлого века, с вашего позволения), голодные дети были изрядной редкостью, ну, кроме совсем уж тяжелых случаев. А вот впечатлений могло не быть вовсе.

Но вернемся к нашему «тяжелому случаю». К сожалению, в детские сады и школы сейчас пришла работать огромная армия свежеиспеченных психологов. Обычно это совсем молоденькие девочки, поступившие на психологический факультет или по принципу «от противного» (не филолог, не математик, детей люблю, но в учителя не гожусь), или для решения СОБСТВЕННЫХ проблем. Их не заставляют проходить личную психотерапию, не водят на практические занятия в детские психиатрические больницы. Овладев несколькими несложными тестами, они приходят на свое новое место работы и сходу огорошивают родителей заявлениями типа вышеизложенного.

Если бы эта девочка видела своими глазами хоть одного ребёнка–аутиста, она бы сто раз подумала бы, прежде чем звонить Вовкиному папе на работу.

Договоримся о терминах.

Аутизм (синдром раннего детского аутизма) считается искаженным развитием психики. До сих пор в мировой психиатрии нет единого мнения о причинах возникновения данного нарушения. Есть сторонники генетической теории, есть психоаналитическая ветвь, крупнейшим представителем которой являлся Бруно Беттельгейм (его книга «Пустая крепость» подробнейшим образом описывает работу созданного им Центра). В Америке детей-аутистов не лечат, а адаптируют и социализируют (см. фильм «Человек дождя», все показано максимально достоверно). Европейская традиция, с одной стороны, причисляет СРДА к «большой психиатрии», с другой – развита помощь в виде гештальт-терапии и бихевиоральной терапии.

Россия – одна из немногих стран, в которой с аутистами работают. (ЦПМСДП «Кашенкин луг», Ольга Грищенко) У нас принят дифференцированный подход к постановке диагноза, в частности, СРДА ставят только если присутствуют ВСЕ СЕМЬ пунктов из списка Лео Каннера. Не буду их здесь перечислять, все-таки это не совсем научный доклад. Скажу только, что по одному такому признаку, как «не смотрит в глаза – не идет на руки» аутизм не диагностируют.

Теперь по поводу СДВГ. Сошлюсь на авторитеты, прямая цитата из статьи Е.Д. Белоусовой и М.Ю. Никаноровой (Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ):

«Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов».

СДВГ чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Его очень редко ставят в младшем дошкольном возрасте – просто у малышей возрастные нормы другие. Но самое главное, точно так же, как в случае с аутизмом, существуют четкие критерии диагноза: выделяются собственно «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», отдельно «дефицит внимания», и отдельно – «гиперактивность». И в каждой категории есть прямое указание, сколько должно наблюдаться факторов (например, 5 из 7).

Так что, если ваш ребенок временами расторможен, иногда не хочет ни с кем общаться, ходит «нога за ногу», перед сном должен побеситься, а хлеб нарезает строго треугольниками – само по себе это НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ! Не слушайте «околообразованных» специалистов. Обращайтесь к тем, кого вам рекомендуют люди, которым вы доверяете. Прислушивайтесь к себе и своему ребенку.

 

 

Когда рождается третий ребенок

Анскулинг – развитие родителей

Печальные последствия сосредоточенности на ребенке

Если подросший ребёнок плачет

Причины созависимой формы отношений

Почему он ничего не хочет?

Зачем приучать детей к труду?

Аутизм или СДВГ?

Если воспитатель жалуется

Несадовский ребенок

Как лечить игромана (компьютерного)

Кипение страстей (в младшей группе детского сада)

Лекарство от неврозов - мама

Кен Робинсон о современном образовании

О неотъемлемых качествах ребенка, которые важно признавать

Разработка блога: Smartico